Введение в общую теорию наблюдений. Часть 2

Материал из Психографика, интуитивное моделирование, основы теории наблюдений
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Один из важнейших навыков в жизни — умение систематически работать. Мы опишем один из ур…»)
 
 
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника)
Строка 6: Строка 6:
 
Для того, чтобы создавать знание, мы наблюдаем. Объектом наблюдения является все, что нас окружает — природа, люди, книги.
 
Для того, чтобы создавать знание, мы наблюдаем. Объектом наблюдения является все, что нас окружает — природа, люди, книги.
 
Выйдем в лес и понаблюдаем за происходящим. Деревья в зеленой листве едва заметно колышутся под дуновением легкого ветра. Щебечут птицы. Небо синее-синее и солнце мягко греет нас своими лучами сквозь широкий просвет в кронах. Нам хорошо. И нам достаточно такого художественного описания.
 
Выйдем в лес и понаблюдаем за происходящим. Деревья в зеленой листве едва заметно колышутся под дуновением легкого ветра. Щебечут птицы. Небо синее-синее и солнце мягко греет нас своими лучами сквозь широкий просвет в кронах. Нам хорошо. И нам достаточно такого художественного описания.
Но выйдем теперь в тот же лес не одни — присоединимся к экскурсии по биологии. {Здесь про клетки, завязи, корни, транспорт веществ, фотосинтез...}
+
Но выйдем теперь в тот же лес не одни — присоединимся к экскурсии по биологии.
 
Теперь мы внимательно стремимся понять, что нам рассказывает экскурсовод. Мы многого не понимаем, но мы воображаем, ищем образы в своей памяти, чтобы достроить из отдельных слов целостную картину.
 
Теперь мы внимательно стремимся понять, что нам рассказывает экскурсовод. Мы многого не понимаем, но мы воображаем, ищем образы в своей памяти, чтобы достроить из отдельных слов целостную картину.
  
Строка 17: Строка 17:
 
Теперь мы активно двигаем в мысленном пространстве нашу точку зрения на объект наблюдения. Теперь мы — не только биолог, и не только счастливый посетитель леса. Мы движемся, чередуем свое отношение, состояние. Пока мы еще не можем быть ими одновременно. Но подождем немного, займемся работой. Мы заметим, что постепенно нам становится двигаться легче. Вот то, что раньше было неясно, становится прозрачно. Мы как будто набираем опыт, массу опыта наблюдения. Движение становится легче и...
 
Теперь мы активно двигаем в мысленном пространстве нашу точку зрения на объект наблюдения. Теперь мы — не только биолог, и не только счастливый посетитель леса. Мы движемся, чередуем свое отношение, состояние. Пока мы еще не можем быть ими одновременно. Но подождем немного, займемся работой. Мы заметим, что постепенно нам становится двигаться легче. Вот то, что раньше было неясно, становится прозрачно. Мы как будто набираем опыт, массу опыта наблюдения. Движение становится легче и...
 
Мы замечаем, что теперь мы без труда смотрим на дерево и видим в нем и клетки, и их устройтсво, и живущее существо одновременно! Что произошло? Мы видим дерево одновременно с многих точек зрения. Иногда мы даже можем сказать, что у нас появляется линия зрения или поверхность зрения. Но эта поверхность не статична. Мы обращаем внимания, что поверхность образована быстрым движением наблюдателя и расширением его области влияния.
 
Мы замечаем, что теперь мы без труда смотрим на дерево и видим в нем и клетки, и их устройтсво, и живущее существо одновременно! Что произошло? Мы видим дерево одновременно с многих точек зрения. Иногда мы даже можем сказать, что у нас появляется линия зрения или поверхность зрения. Но эта поверхность не статична. Мы обращаем внимания, что поверхность образована быстрым движением наблюдателя и расширением его области влияния.
 
(Начать с философии и диалектики). Второй закон Ньютона. Встречное движение.
 
Перейти к моделям мозга, познания мира.
 
Далее...
 
Система или внешний наблюдатель находится в настоящем или нулевом моменте времени, нулевом центре, фиксируя будущие изменения в виде образов поверхности, полевых излучений и форм,  м.б. голограмм, «фазовых и функциональных портретов» - снаружи , а во внутреннем пространстве-полости , проверяя всё это по ядерному шаблону, Супираль двумерно овеществляется с помощью элементов-поверхностей прошлых или первичных структур..
 
 
Внешнее движение материи отражается в субъективном пространстве наблюдателя посредством органов чувств. Отражение наблюдателя от структур субъективного пространства наращивает массу, форму, прозрачность/непрозрачность этих структур, замыкая обратные связи движения внутри этого пространства, формируя внешнюю границу субъекта, внутри которой начинают возникать образы внешнего мира и появляется отражение субъектом своего внутреннего мира, что приводит к возникновению интеллекта.
 
Образ явления представляет собой совокупность форм, движений, ощущений, связанных у субъекта с этим явлением. Образ, выраженный на внешнем носителе, назовем проекцией этого образа. Наблюдение представляет собой активный процесс создания субъектом образа явления на основе информации, получаемой через органы чувств, и достройки этого образа посредством отражений от образов других явлений. Развитие мышления состоит в подключении к системе отражений новых или ранее не включенных в нее образов.
 
В результате наблюдения у субъекта формируется ассоциативное пространство с возможностью изменения прозрачности и конфигурации отражений, чтобы любой образ, символ, явление, могло быть отражено и выражено в новом качестве, новой модели, или подтверждении существующих моделей.
 
 
Внимание человека — живое внутри его мысленного пространства. Оно, как звери в природе, имеет нору, свою территорию, навыки поведения. Оно развивается со временем, расширяет область действия, повышает слаженность и скорость движений. Как и в природе, развитие внимания — результат работы. Лисы бегают, роют, охотятся, берегут семью. Внимание тоже бегает и роет, причем постоянно и часто без нашего ведома. У него есть очаг, «нора». Центр, вокруг которого оно вращается и к которому всегда возвращается. Точка изначального равновесия и комфорта. Ноль. Нулевой центр. Для развития внимания его нужно правильно двигать, так чтобы не рыть одну нору дважды. И желательно побегать, понюхать и пометить в разных местах — так, чтобы пошире охватить территорию. Пометил, значит запомнил, поставил ярлычок в памяти. Понюхал — значит познал, прикоснулся. Для лиса внешний мир и его образ почти совпадают — потому такая прямая аналогия. Его внешнее движение и есть движение его внимания. У них нет задержек, они целиком в своем действии. Мы же другие — мы размышляем. Строим собственные миры, образы которых часто отличны от того, что видим вокруг. Наш наблюдатель не повторяет траектории нашего внешнего движения. В воображении мы живем своей жизнью, мысленно путешествуем по местам и временам в своем прошлом, реальном и вымышленном, и будущем, возможном и маловероятном.
 
Повествование по центрам масс образов. Даже не по ключевым словам, а лишь намечая путь следования наблюдателя. А потом вокруг каждого центра масс разворачивать полносвязный граф.
 
 
Это к тому, что наше внутреннее пространство отделено от внешнего некоторой границей, оно уже не является его прямой проекцией. И чтобы осваиваться в нем, нужно смотреть, как это делает природа. Нарисуем движение наблюдателя. Как видно, все траектории пересекаются в центре. В этом принцип плавности, кругообразности движения, сохранения положения центра масс. Если лис долго не возвращаются в нору, он от нее отделяется. Теряет связь с домом, с семьей. В конце концов уходит в свободное плавание. И это естественно, когда он повзрослел.
 
 
Но мы о движении, когда необходимо сохранять центр. Такие движения переходят друг в друга плавно из одной противоположности в другую, как в восточных практиках — уши или Тайцзицюань. Движение набирает массу. Как в физике — чем больше масса, тем дальше при той же скорости тело отдалится от источника притяжения. Нулевой центр — как солнце, наблюдатель — планета.
 
 
Мы говорим о наблюдении как о привычном субъекту отражении в мозгу частей окружающего мира в результате прикосновения субъекта к свойствам мира. Субъект может существовать в любом живом носителе. Яйцеклетка, зародыш — носители наблюдателя. Наблюдатель овеществляется в росте клеточных структур, его движение осуществляет слежение за средой, выбор веществ для роста, укладку их в организме. Он дает вектор организации живой материи в физической среде, которая сама по себе не имеет вектора и потому стремится к максимуму энтропии.
 
 
Взгляд с позиции диалектического наблюдателя.
 
Организм — наблюдаемое явление. Мы наблюдаем его, с одной стороны (снаружи) как живую внешнюю поверхность. На другом уровне мы наблюдаем его как совокупность клеток и их излучений, взаимодействий. Организм также наблюдает сам себя изнутри. Благодаря этому он строит себя в соответствии с образом самого себя, записанном на физическом информационном носителе, в данной среде. Отсюда приходим к пониманию наблюдения.
 

Текущая версия на 12:36, 21 октября 2013

Один из важнейших навыков в жизни — умение систематически работать. Мы опишем один из уровней работы, необходимый человеку — наблюдение и построение моделей (мы будем считать их взаимосвязанными). Гармоничное развитие человека требует сочетания различных видов работы, за детальными описаниями некоторых из них мы направляем читателя к списку литературы. Наша методология опирается на свойства и возможности наблюдателей и расширяет степени свободы наблюдения. Степени свободы проявляются в возможности применения определенного качества наблюдения при рассмотрении исследуемого явления и в количестве и глубине его отражаемых свойств.

Мы предлагаем способ организации мышления, основанный на принципах физического подобия и знаниях из философии. Он также связан с вербальным интеллектом — умением навивать образы с помощью слов.

Для того, чтобы создавать знание, мы наблюдаем. Объектом наблюдения является все, что нас окружает — природа, люди, книги. Выйдем в лес и понаблюдаем за происходящим. Деревья в зеленой листве едва заметно колышутся под дуновением легкого ветра. Щебечут птицы. Небо синее-синее и солнце мягко греет нас своими лучами сквозь широкий просвет в кронах. Нам хорошо. И нам достаточно такого художественного описания. Но выйдем теперь в тот же лес не одни — присоединимся к экскурсии по биологии. Теперь мы внимательно стремимся понять, что нам рассказывает экскурсовод. Мы многого не понимаем, но мы воображаем, ищем образы в своей памяти, чтобы достроить из отдельных слов целостную картину.

Что изменилось? Изменилась область нашего внимания. Изменилось качество нашего наблюдения. Изменилось наше состояние познания. Вернемся домой после экскурсии и почитаем учебник биологии. Теперь мы кое-что понимаем о деревьях. Деревья состоят из клеток. Клетки делятся и растут. Корни поднимают воду из области низкого водного потенциала в область высокого, то есть туда, где давление меньше. Клетки состоят из мембран, цитоплазмы, органелл, ядер. Кирпичики, из которых это складывается — белки. Белки взаимодействуют друг с другом по законам химии... Дальше мы читаем про химические составы, вещества, активирующие рост, способы передачи и синтеза энергии и... запутываемся. Мы понимаем, что количество информации, которую нужно запомнить, необъятно. Но это еще нужно связать в целостную картину дерева. Неужели все так сложно? Отчасти, да, если продолжать смотреть на деревья с этой стороны. Но вспомним, как мы гуляли по лесу одни, и как нам было хорошо. Что же с нами случилось? Мы набрали массу информации и приняли точку зрения. Определенную, научную, общепринятую. Нам уже не так хорошо в лесу, нас терзают идеи химии, физики. Здесь молекулы, там электроны... Мы отдалились от наших ощущений живого дерева, которые испытывали раньше. Мы приняли иное качество наблюдения.

Мысленно представим себе образ нашего дерева. Теперь мы — наблюдатели. Как мы на него смотрим? Часть нашего внимания движется снаружи и переходит внутрь дерева — мы познаем клетки. Наблюдатель движется в среде этого дерева. Вообразим свойства этой среды. Кажется, для нас все ясно, видно насквозь — дерево для нас прозрачно. Но тут мы попадаем в листья. О листьях, мы кажется, ничего не читали. Мы пытаемся понять, почему они имеют такой цвет, но в движении образов сталкиваемся как будто с непроницаемой стеной — дальше прохода нет, понять цвет листьев мы не в силах.

Теперь мы активно двигаем в мысленном пространстве нашу точку зрения на объект наблюдения. Теперь мы — не только биолог, и не только счастливый посетитель леса. Мы движемся, чередуем свое отношение, состояние. Пока мы еще не можем быть ими одновременно. Но подождем немного, займемся работой. Мы заметим, что постепенно нам становится двигаться легче. Вот то, что раньше было неясно, становится прозрачно. Мы как будто набираем опыт, массу опыта наблюдения. Движение становится легче и... Мы замечаем, что теперь мы без труда смотрим на дерево и видим в нем и клетки, и их устройтсво, и живущее существо одновременно! Что произошло? Мы видим дерево одновременно с многих точек зрения. Иногда мы даже можем сказать, что у нас появляется линия зрения или поверхность зрения. Но эта поверхность не статична. Мы обращаем внимания, что поверхность образована быстрым движением наблюдателя и расширением его области влияния.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты