Модели обучения, интеллекта, познания

Материал из Психографика, интуитивное моделирование, основы теории наблюдений
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 44: Строка 44:
 
== Физический рост, переходы, этапы развития ==
 
== Физический рост, переходы, этапы развития ==
 
Лисята не могут физически вылезать и начинать бегать, пока не запустится программа нового уровня - пока они физически, в росте, не достигнут способности вставать, затем чуть-чуть перемещаться по стенам... затем ходить самостоятельно и уверенно. Наряду с обучением - формированием связей в мозгу - формируются физиологические программы, отвечающие за возможность проявления... это заложено в ДНК. Для этого необходимо физическое питание - мать приносит пищу - они растут. Это необходимо учесть в модели. В простейшем допущении можно считать, что пищи всегда достаточно. В более сложном учитывать количество пищи, добываемой матерью и передаваемой детям. Если оно соответствует вложенному нормальному уровню на данном этапе (мать знает, сколько пищи нужно - это у нее в ДНК, в памяти) - развитие навыков идет с нормальной скоростью. При недостатке пищи обучение замедляется. Можно построить график зависимости количества необходимой пищи по этапам жизни. Лисята учатся на опыте того, сколько им приносила мать (+ смотрят вокруг то, сколько приносят другие матери другим лисятам) и исходя из этого формируют собственные представления о количестве необходимой пищи. В итоге, если пищи мало, то общий уровень активности популяции снизится.
 
Лисята не могут физически вылезать и начинать бегать, пока не запустится программа нового уровня - пока они физически, в росте, не достигнут способности вставать, затем чуть-чуть перемещаться по стенам... затем ходить самостоятельно и уверенно. Наряду с обучением - формированием связей в мозгу - формируются физиологические программы, отвечающие за возможность проявления... это заложено в ДНК. Для этого необходимо физическое питание - мать приносит пищу - они растут. Это необходимо учесть в модели. В простейшем допущении можно считать, что пищи всегда достаточно. В более сложном учитывать количество пищи, добываемой матерью и передаваемой детям. Если оно соответствует вложенному нормальному уровню на данном этапе (мать знает, сколько пищи нужно - это у нее в ДНК, в памяти) - развитие навыков идет с нормальной скоростью. При недостатке пищи обучение замедляется. Можно построить график зависимости количества необходимой пищи по этапам жизни. Лисята учатся на опыте того, сколько им приносила мать (+ смотрят вокруг то, сколько приносят другие матери другим лисятам) и исходя из этого формируют собственные представления о количестве необходимой пищи. В итоге, если пищи мало, то общий уровень активности популяции снизится.
 
== Ссылки ==
 
 
[http://bigor.bmstu.ru/?cnt/?doc=Mod/ob_pol.mod/?cou=Mod/base.cou Общие положения о составлении эквивалентных схем]
 
 
[http://metacognition.narod.ru/Cognitive_models_of_intelligence.htm Когнитивные модели интеллекта]
 
 
[http://globalscience.ru/article/read/20152/ Математическая модель поведения]
 

Текущая версия на 11:56, 22 октября 2013

У нас есть достаточно красивая модель обучения на примере жизни лисят. Мы можем формализовать параметры, влияющие на поведение индивидов, их взаимодействие друг с другом и обучение. Создадим популяцию и промоделируем возникающие эффекты и их связь с параметрами индивидов. Например, выживаемость популяции в зависимости от густоты расположения лисьих нор, наличия у индивидов различных навыков (умение охотиться, умение защищаться, умение нападать, выраженные в виде коэффициентов). Модель, таким образом, получится достаточно простой для реализации. Думаю сделать упор на обучаемость индивидов - на развитие их навыков при наблюдении за другими индивидами. То есть если в поле зрения индивида другие индивиды используют некий навык, то наблюдающий индивид повышает свой уровень владения этим навыком. Можно учесть родственные отношения индивидов, при которых, например, родители передают свои навыки детям, а дети обмениваются навыками между собой.

[править] Предпосылки

Субъект-объектная модель обучения. Системная модель высшей нервной деятельности и ее применение для исследования поведения индивидуумов в популяции и жизни популяции в целом. Этапы обучения, наращивание массы знаний (как внутренних образов в памяти индивидуума, возникающих в результате наблюдения), навыков (как возможностей физических движений), опыта (как осаждения результатов применения знаний и навыков в автоматизмах). Наблюдение как способ осаждения информации в памяти для последующего ей оперирования (развития знаний и навыков). Подражание как способ обучения. Переход внешнего наблюдения во внутреннее при накоплении в памяти результатов наблюдений и реализация дальнейшего обучение в следствие внутреннего наблюдения. Навыки закрепляются только под действием внешнего примера - если индивида чему-то учат или он что-то наблюдает, он этому обучается. При этом есть момент приобретения образа навыка при наблюдении за другими индивидами, которое открывает возможность реализации навыка. Реализация навыка происходит в результате практики в зависимости от количества уделяемого времени. Индивид, обладающий физическим навыком, способен передавать его другим индивидам (человек, в отличие от животных, может учить, не обладая навыком, так как у него есть инструмент - речь. Животные обучают только на живом примере). Так формируется популяция, в которой лисы обмениваются навыками, благодаря которым выживают.

Наша задача - исследовать психологические механизмы передачи навыков, составить модель обучения, и исследовать на основе этой модели динамику выживаемости популяции в зависимости от наличия у ее индивидов различных навыков. Интересно исследовать модели, в которых в популяции существуют различные социальные группы, владеющие навыками в разных соотношениях, и потому выполняющие разные социальные роли. Исследовать динамику популяции исходя из соотношения по количеству различных социальных групп. Сопоставить полученные в модели данные с результатами наблюдений в реальных сообществах животных, достраивать исходя из этого субъективную модель, мотивирующую поведение индивидов для изучения законов, лежащих в основе высшей нервной деятельности (в частности, поведения).

После создания модели индивидуума - моделирование поведения популяции. Размещаем норы в лесу. Смотрим выживаемость в зависимости от параметров:

  • густота нор (как она влияет на выживаемость популяции, на обучаемость лисят, на степень агрессивности друг к другу)
  • наличие в популяции агрессивных лис
  • как набор "массы" навыков влияет на их проявление
  • какие траектории будут описывать лисы с течением жизни
  • в какой момент происходит момент "отрыва" - наступления самостоятельности, какие факторы влияют на скорость его наступления

Необходимые параметры индивидуума:

  • энергия
  • этап развития (совокупность параметров - навыков -, определяющих его поведение). Навыки формируются при приобретении опыта - при беге - скорость и ловкость, при играх, взаимодействии - сила и ловкость, при охоте с матерью - умение самостоятельно охотиться;
  • пол
  • возраст
  • внешний образ "jf*ldf8*WBF83ddb;a*Wdkdfe8"
  • образ поведения - свертка параметров поведения:
  • агрессивность по отношению к каждой из групп индивидуумов и к отдельным индивидуумам (они проецируются по образам - по степени близости индивидуума к образу группы, другого индивидуума)
  • доброта - степень помощи в развитии навыков (повышение коэффициентов навыков из списка как n += N*D*dt, где n - навык обучаемого, N - навык учителя, D - "доброта" учителя, dt - время. Подбор зависимости?) Либо без D. Тогда D определяет количество уделяемого времени. Причем D - разное по отношению к разным группам. Определяется опять же по близости в пространстве образов.
  • радиус зрения - повышается по мере взросления, приобретения навыка наблюдения

навыки:

  • умение добывать пищу Nдп
  • умение нападать Nн
  • умение защищаться Nз
  • умение заботиться N... - повышает доброту по отношению к классу...

В целом, молодые лисята учатся на примере - какие навыки проявляют родители, такие навыки растут и у них. Момент проявления навыка в радиусе зрения лисят влияет на их развитие того же навыка.

когда лисенок вырастает, его образ претерпевает изменения и мать перестает видеть в нем ребенка - перестает проецировать на него модель поведения матери - заботу, кормление, обучение...

[править] Бег, передвижение в пространстве

Основное направление цели, уверенность в его достижимости - степень освоения. Например, лисята видят, как мама куда-то бегает, задают себе вектор в том же направлении, но могут убежать лишь на некоторое расстояние в зоне комфорта. За ним - область неуверенности, в которую они могут выбегать ненадолго и убегать назад. Пребывание в этой зоне расширяет зону комфорта, и постепенно лисята начинают выбегать все дальше. Начальная зона комфорта = 0, зона неуверенности - небольшая вокруг норы. Наблюдая за мамой, постепенно расширяют эту зону. Если мама сама не выбегает, то и дети не выбегают. При этом мама бегает в разные стороны (у нее есть развитые степени свободы). Малыши в памяти сохраняют результаты наблюдения за ее направлениями убегания. В следующие разы они начинают убегать уже под действием внутреннего наблюдения в тех направлениях, в которых убегала мама, но уже без физического присутствия мамы - образ наблюдения запечатлелся в их памяти и они вызывают образы памяти (алгоритм вызывания образов в памяти - ?).

Алгоритмы проявления других навыков?

[править] Физический рост, переходы, этапы развития

Лисята не могут физически вылезать и начинать бегать, пока не запустится программа нового уровня - пока они физически, в росте, не достигнут способности вставать, затем чуть-чуть перемещаться по стенам... затем ходить самостоятельно и уверенно. Наряду с обучением - формированием связей в мозгу - формируются физиологические программы, отвечающие за возможность проявления... это заложено в ДНК. Для этого необходимо физическое питание - мать приносит пищу - они растут. Это необходимо учесть в модели. В простейшем допущении можно считать, что пищи всегда достаточно. В более сложном учитывать количество пищи, добываемой матерью и передаваемой детям. Если оно соответствует вложенному нормальному уровню на данном этапе (мать знает, сколько пищи нужно - это у нее в ДНК, в памяти) - развитие навыков идет с нормальной скоростью. При недостатке пищи обучение замедляется. Можно построить график зависимости количества необходимой пищи по этапам жизни. Лисята учатся на опыте того, сколько им приносила мать (+ смотрят вокруг то, сколько приносят другие матери другим лисятам) и исходя из этого формируют собственные представления о количестве необходимой пищи. В итоге, если пищи мало, то общий уровень активности популяции снизится.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты