Основы теории наблюдений (ОТН)
Dmitry (обсуждение | вклад) |
Dmitry (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Осно́вы тео́рии наблюде́ний''', ОТН — направление в общей теории познания. Создано для изучения и построения различных объективных и субъективных моделей - объектов, процессов и явлений окружающего мира. Имеет отношение к интуитивному познанию мира. | '''Осно́вы тео́рии наблюде́ний''', ОТН — направление в общей теории познания. Создано для изучения и построения различных объективных и субъективных моделей - объектов, процессов и явлений окружающего мира. Имеет отношение к интуитивному познанию мира. | ||
− | ОТН | + | ОТН основаны на умении человека наблюдать за [[объект познания|объективными]] (внешними) и [[субъект познания|субъективными]] (происходящими в сознании и подсознании) процессами, связывать результаты наблюдений в единую синергетическую картину мира и оперировать созданными моделями для расширения знаний об известных вещах и феноменах жизни. ОТН необходимы для построения новых [[субъективная форма|субъективных форм и объективных моделей процессов и явлений]]. |
Субъективная часть ОТН состоит в построении мысленных моделей. Мы в основном представляем субъективную часть (внешнюю, идеальную) и сопоставляем ее с объективной (внутренней, реальной). Нам нужно субъективно получить объективную информацию о разнице между внешним и внутренним миром. ОТН структурирует, упорядочивает полученную информацию таким образом, что она позволяет познавать эти миры. | Субъективная часть ОТН состоит в построении мысленных моделей. Мы в основном представляем субъективную часть (внешнюю, идеальную) и сопоставляем ее с объективной (внутренней, реальной). Нам нужно субъективно получить объективную информацию о разнице между внешним и внутренним миром. ОТН структурирует, упорядочивает полученную информацию таким образом, что она позволяет познавать эти миры. | ||
− | ОТН также | + | ОТН также применимы для технических систем, наблюдающих через сенсоры за внешним миром, получающих информацию о нем и "познающих" его. При этом ОТН дает описания алгоритмов, каким образом технические системы должны обрабатывать поступающую информацию и достраивать свои "субъективные" модели окружающего мира, для того чтобы их можно было называть "разумными" системами. |
− | ОТН | + | ОТН являются одним из новых разделов методологии и философии научного познания, и является частью Общей Теории Отражения, ОТО. Практическое значение ОТН состоит в том, что она дает возможность расширения научного видения и реализации разработок в перспективных научно-технических направлениях. |
Одно из фундаментальных понятий ОТН — [[наблюдение]]. | Одно из фундаментальных понятий ОТН — [[наблюдение]]. | ||
− | ОТН | + | ОТН позволяют овладеть субъективными инструментами: |
* Умение быстро рассматривать объект наблюдения с различных точек зрения, расширять эти точки до пространственных областей, создавая линии зрения, поверхности зрения и [[объем зрения|объемы зрения]]. | * Умение быстро рассматривать объект наблюдения с различных точек зрения, расширять эти точки до пространственных областей, создавая линии зрения, поверхности зрения и [[объем зрения|объемы зрения]]. | ||
* Умение создавать и пользоваться [[субъективный фильтр|фильтрами]], позволяющими ''усиливать'' и ''добавлять'' (а не убавлять и ослаблять, как у световых фильтров) характерные черты наблюдаемых объектов для [[достройка|достройки]] субъективного пространства. | * Умение создавать и пользоваться [[субъективный фильтр|фильтрами]], позволяющими ''усиливать'' и ''добавлять'' (а не убавлять и ослаблять, как у световых фильтров) характерные черты наблюдаемых объектов для [[достройка|достройки]] субъективного пространства. | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
'''Идея ОТН''' состоит в развитии, описании, создании индивидуального (идеального в пределе)образа реальности в мозгу конкретного человека, в развитии культуры мышления и отражения рефлексивных состояний субъекта. В результате человек получает образ своей эволюционной ниши. Когда этот уровень осваивается, полностью заполняются все уровни овеществления, познания свойств этой ниши, то у человека (как у атома, когда закрываются все электронные оболочки) появляется возможность рождения, перехода на следующий ряд - превращения в новое качество (как инертный газ при добавлении электрона - получается металл). И начинается активное взаимодействие со средой уже на новом уровне. | '''Идея ОТН''' состоит в развитии, описании, создании индивидуального (идеального в пределе)образа реальности в мозгу конкретного человека, в развитии культуры мышления и отражения рефлексивных состояний субъекта. В результате человек получает образ своей эволюционной ниши. Когда этот уровень осваивается, полностью заполняются все уровни овеществления, познания свойств этой ниши, то у человека (как у атома, когда закрываются все электронные оболочки) появляется возможность рождения, перехода на следующий ряд - превращения в новое качество (как инертный газ при добавлении электрона - получается металл). И начинается активное взаимодействие со средой уже на новом уровне. | ||
− | ОТН | + | ОТН предложены и находятся в доработке [[Юрий Лушниченко|Юрием Лушниченко]] совместно с его учениками. |
Версия 21:43, 22 октября 2013
Осно́вы тео́рии наблюде́ний, ОТН — направление в общей теории познания. Создано для изучения и построения различных объективных и субъективных моделей - объектов, процессов и явлений окружающего мира. Имеет отношение к интуитивному познанию мира.
ОТН основаны на умении человека наблюдать за объективными (внешними) и субъективными (происходящими в сознании и подсознании) процессами, связывать результаты наблюдений в единую синергетическую картину мира и оперировать созданными моделями для расширения знаний об известных вещах и феноменах жизни. ОТН необходимы для построения новых субъективных форм и объективных моделей процессов и явлений.
Субъективная часть ОТН состоит в построении мысленных моделей. Мы в основном представляем субъективную часть (внешнюю, идеальную) и сопоставляем ее с объективной (внутренней, реальной). Нам нужно субъективно получить объективную информацию о разнице между внешним и внутренним миром. ОТН структурирует, упорядочивает полученную информацию таким образом, что она позволяет познавать эти миры.
ОТН также применимы для технических систем, наблюдающих через сенсоры за внешним миром, получающих информацию о нем и "познающих" его. При этом ОТН дает описания алгоритмов, каким образом технические системы должны обрабатывать поступающую информацию и достраивать свои "субъективные" модели окружающего мира, для того чтобы их можно было называть "разумными" системами.
ОТН являются одним из новых разделов методологии и философии научного познания, и является частью Общей Теории Отражения, ОТО. Практическое значение ОТН состоит в том, что она дает возможность расширения научного видения и реализации разработок в перспективных научно-технических направлениях.
Одно из фундаментальных понятий ОТН — наблюдение.
ОТН позволяют овладеть субъективными инструментами:
- Умение быстро рассматривать объект наблюдения с различных точек зрения, расширять эти точки до пространственных областей, создавая линии зрения, поверхности зрения и объемы зрения.
- Умение создавать и пользоваться фильтрами, позволяющими усиливать и добавлять (а не убавлять и ослаблять, как у световых фильтров) характерные черты наблюдаемых объектов для достройки субъективного пространства.
Идея ОТН состоит в развитии, описании, создании индивидуального (идеального в пределе)образа реальности в мозгу конкретного человека, в развитии культуры мышления и отражения рефлексивных состояний субъекта. В результате человек получает образ своей эволюционной ниши. Когда этот уровень осваивается, полностью заполняются все уровни овеществления, познания свойств этой ниши, то у человека (как у атома, когда закрываются все электронные оболочки) появляется возможность рождения, перехода на следующий ряд - превращения в новое качество (как инертный газ при добавлении электрона - получается металл). И начинается активное взаимодействие со средой уже на новом уровне.
ОТН предложены и находятся в доработке Юрием Лушниченко совместно с его учениками.